Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились натощак.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с чистыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!.. "То ли будет? -
Говорит он, - вижу я:
Лебедь тешится моя".
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ настречу валит,
Хор церковный Бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
Вопросы и задания
8. Допустим, что стрела на самом деле пропала в море (тросточка была сделана иэ эбонита, слоновой кости или мрамора, а потому тут же и затонула на больших глубинах).
Скажи - что стоило царевичу сделать новую стрелу?
Почему он предпочел этому ничего не делать до самого вечера ("целый день проведши так") и лечь не евши спать?
Как ты считаешь, почему молодой, фантастически сильный юноша, удалец, так быстро опускает руки перед лицом мелких неблагоприяитных обстоятельств?
Откуда в нем это покорное желание следовать бесхитростному совету относиться к жизни пассивно, с прохладцей - "не горюй и спать ложись"?
Как бы поступил ты на месте царевича?
Выбери ответ из предлагаемых:
а) Не горюя и не накормив мать, я лег бы спать голодный.
б) Пропустив совет лебедя мимо ушей, я продолжал бы борьбу за лучшую долю и легкий ужин.
2. Подумай и ответь - на каком основании у царевича возникла уверенность, что чудо-город отгрохала лебедь ("вижу я: Лебедь тешится моя")?
Какие причины были у него для столь фантастического предположения? Ведь накануне лебедь не только корки хлеба им с матерью на ужин не накудесничала, но даже стрелу, плавающую где-то неподалеку, - и то поленилась найти (ограничившись холодной константацией свершившегося: "стрела пропала в море")!
С чего бы это царевичу горячо верить в лебедь, которая не совершила пока ничего конкретного, кроме добивания коршуна - своего личного врага, кроме изрекания туманных фраз, ничего по сути не объясняющих, кроме рассыпания сомнительных посулов (которые можно воспринять и как угрозы)? Почему царевич безоговорочно уверовал в лебедь?
3. Перечитай еще раз вышеприведенный отрывок, начиная со строк
“Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон...”
и далее - до самого конца отрывка.
Вспомни, что все это происходит с голым царевичем, - даже креста на нем нет! Обдумав ситуацию, нарисуй несколько забавных картинок о встрече царевича с горожанами. Раскрась картинки поярче и покажи их кому-нибудь, - кому успеешь.
3. Прикинь: как, по-твоему, церковный хор хвалит Бога? Используя какие выражения и эпитеты?
Как ты считаешь, - нуждается ли Бог в похвалах церковного хора?
Присмотрись к окружающей тебя жизни и скажи - есть ли у тебя лично основания похвалить Бога? Есть?
Похвали Бога.
Присмотрись еще раз к окружающей тебя жизни и скажи - есть ли у тебя лично основания поругать Бога? Есть?
Поругай Бога.
Скажи - ты еще не испугался гнева божьего?
Извинись перед Богом за свое кощунство, глубоко раскайся в содеяном, - не по воле своей, скажи, а по книжному мерзкому богопротивному наущению. Горячо восславь Бога за пути его неисповедимые, за дела его все прошлые... А также ныне, присно и во веки веков!
А теперь скажи "аминь" и переходи к следующему вопросу.
4. Став князем (на другой день после знакомства с лебедью) князь Гвидон оставался, тем не менее, голодным. Действительно, ведь лебедь сказала ему: "Не тужи, что за меня есть не будешь ты три дня."
Каким образом сбылось по-твоему это предсказание? Выбери один из вариантов или придумай свой собственный.
1. Князь Гвидон постоянно просил есть, но ему упорно не давали жрать. (Придумай сам пару дюжин причин, по которым князю Гвидону окружающие отказывали в еде. )
2. Князю Гвидону давали есть, но он не мог проглотить ни куска. Стоило ему взять в рот пищу, как он сразу же вспоминал лебедь и ее пророчество; его тут же начинало тошнить. После нескольких попыток князь Гвидон ослаб духом и смирился, решив потерпеть еще два дня, а уж потом - нажраться, так нажраться!
3. Князь Гвидон не ел три дня, потому что так само собой уж вышло, - пока то, пока се, пока венчался на княжение, пока княжью шапку примерял да подгонял под размер, пока аудит казначейства, пока пролистал архив с основным компроматом на городскую элиту... Словом, день прошел. Тут только и сели за стол. Пировали всю ночь. Весь следующий день, естественно, проспали. Сели похмеляться опять затемно. И так далее, - только в глазах мелькало. Иными словами, лебедь оказалась абсолютно права в том смысле, что князь Гвидон не ел три дня, так как днем отсыпался после ночного обжорства и возлияний.
4. Это предсказание лебедя на самом деле не сбылось, потому что о нем все сразу же забыли, - и лебедь забыла, и князь Гвидон забыл и даже сам поэт Пушкин, - он тоже забыл. В силу этого, предсказание лебеди некому было проводить в жизнь. В результате чего князь Гвидон, возможно, уже в процессе венчания на княжество, стоя пред алтарем что-то непрерывно жевал, - незаметно (как ему казалось) доставая что-то из княжеской шапки и шурша в церковной тиши фантиками и обертками.
|