Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря.
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор.
С ними дядька Черномор.
Царь ступил на двор широкий
Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает;
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
Гости дале - торопливо
Смотрят - что ж? княгиня - диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет.
Царь глядит - и узнает...
В нем взыграло ретивое!
"Что я вижу? что такое?
Как! - и дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу
И сынка и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел - царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
Я там был; мед, пиво пил -
И усы лишь обмочил.


Вопросы и задания

1. Прочти еще раз, повнимательней, строки о том, что "стоят в глазах царя тридцать три богатыря"?

Объясни, - как ты понял это сообщение?

Заметь, что обычно речевой оборот “стоят в глазах” связывается с воспоминанием, с прошедшим временем: “До сих пор у меня в глазах стоят...”, “так и стоят в глазах по сей день...” и т.д.. Здесь же тридцать три богатыря стоят в глазах царя в настоящий, в описываемый момент.

Задумайся над этими строками, в них, видно, скрыт глубокий смысл.

Почему тридцать три богатыря стоят?

Почему они стоят не где-либо там у царя Салтана, а именно в глазах?

Представь себе описываемую ситуацию буквально и нарисуй забавную картинку, изображающую ее. Рисуя, учти и то, что, как мы уже выяснили, тридцать три на два (на два глаза) поровну не делятся. Поэтому у царя Салтана в одном глазу должно стоять больше, чем в другом.

Закончив рисунок, обсуди его с дедушкой, а потом уж покажи бабушке. Пусть и она порадуется.

2. Перечитай еще раз фрагмент:

“ А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.”

Теперь решим небольшую задачу. В ней дано: четыре угла, которые обычно и присутствуют в комнате.

Еще даны три разыскиваемых песонажа - ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха. Разыскиваемые персонажи разбежались по углам (очевидно по разным углам, то есть каждый персонаж - в свой угол.)

Допустим, что поисковая бригада, бросившаяся в первый угол (угол № 1), не нашла в нем никого.

А вот теперь вопрос: что ты можешь сказать о содержимом оставшихся трех углов?

Как считаешь: насколько надо быть тупорылым, чтобы "насилу найти" трех бедных женщин в четырех прямых углах?

3. Как ты думаешь, правильно ли поступили бедные женщины, когда "во всем они признались, повинились, разрыдались"?

Скажи - если бы тебя загнали в угол, ты бы тоже во всем признался, пови-нился, разрыдался? Или не совсем: ты попытался бы сначала повыкручиваться - ну так, совсем немного, - не кайфа для, а не отвыкнуть дабы?

Помоги бедным женщинам: поставив себя на их место, попробуй оправдаться начисто, отбояриться.

Фантазируй, ври с три короба, доказывай, что все поступки совершались с хорошими, похвальными намерениями, что никто ни в чем не разбирается, что тебя оболгали, словом, попробуй "с высоты опуститься враз в кусты".

Это, конечно, высший пилотаж, но чему же и учиться с детства, если не этому? Попробуй убедить всех окружающих в том, что вас, вместе с ткачихой, поварихой и сватьей бабой Бабарихой следует не наказать, а похвалить, наградить и повысить в должности.

Помни при этом, что лучшая стратегия защиты состоит в искусном превращении минусов в плюсы (диалектика), недостатков - в достоинства, слабостей - в мощнейшие средства достижения цели (вспомни безделье и грусть-тоску князя Гвидона), и еще помни то, что "пораженье от победы ты сам не должен отличать". Потому что если даже ты сам их отличить уже не можешь, то как же это сделают остальные?

Если у тебя все-таки, несмотря на наставление, не прорезался с ходу хороший вариант, то рассмотри приводимый ниже, после чего снова попробуй придумать свой (вариантов на самом деле - бездонная бочка, - уверяю тебя, - почитай также газеты для практики).

Итак, один из них:

Царевич родился, имея нормальный вес новорожденного - 3,5 кг, но имея удивительно большой рост - аршин - 71,1 см. Вследствие этого он выглядел очень длинным и страшно худым - змея-змеей, - честное слово, - скажешь: не так? Царица пыталась ввести царя в заблуждение, написав ему лишь о положительном - "сына бог нам дал в аршин", но умолчав об остальном. Мы решили не дать ей ввести царя в заблуждение и написать царю полную правду. Конечно, нам не хватило духа сообщить прямо, в лоб: худой как глист и длинный как червяк. Мы написали деликатно: не мышонок, не лягушка. И это правда - разве Гвидон, - ну посмотрите сами? - разве он мышонок? Нет! Лягушка? Тоже нет! В тот момент он выглядел странно, казался неведомой зверюшкой. О чем царю и было доложено. Что же касается пола ребенка, - это интересный, горячий вопрос, спасибо, что вы его задали! Сами мы, - верно, - своими глазами голым ребенка не видели. Да, царица утверждала, что это мальчик. Да, повитуха это подтвердила. Но у нас были все основания не вполне доверять ни той, ни другой. Однако подчеркнем все же, что вранья в нашем письме царю мы и тут не допустили. Разве мы написали - царица родила девочку? Мы написали, как сейчас помню: "Родила царица в ночь (уж это мы знали точно), не то сына, не то дочь (то есть или-или, не знаем, не уверены).

Царское письмо - "ждать царева возвращенья для законного решенья" мы изъяли по следующей причине. Больного, странного ребенка надо лечить, и лечить немедленно. Ждать тут нечего. Запустишь, потом по врачам не набегаешься. Перейдет в хроническую стадию, - и лю-лю! Мужчины мало в этом понимают. Тем более на фронте мужская голова совсем другим занята. Конечно, мы написали "Тайно бросить в "Бездну вод"." "Бездна вод" - это название, это прекрасный педиатрический пансионат для грудничков, расположенный на водах, - недалеко от Кисловодска. До Минеральных Вод вы летите самолетом, а там еще немного на автобусе. Там как раз змееватость новорожденных минеральными грязями лечат, шестинедельный курс - и как новенький! Почему "Бездна вод" с маленькой буквы было написано? Так ведь телетайп так печатает, - все буквы одного размера. Почему кавычек не было? А это уж вы у машинистки, у секретарши спросите. Ее на службу нанимали не мы, царь нанимал. Царь нанимал, царь и уволит, если захочет. Вы у него это спросите. Что? Почему слово "бросить"? Так ведь это же обычное дело: начальники только так и изъясняются: "бросить в прорыв три танковые армии", "бросить солдат на строительство"! Что говорите? А бояре не поняли? Что же они такие тупые? Им врач если скажет - немедленно бросить курить, они что, - начнут швыряться куревом? Или, положим, помойки у нас в городе старые, грязные, безобразные, например, ну и царь им скажет, боярам: "бросить все средства на помойки". Что ж они, деньги в баки вонючие пойдут выкидывать? Не надо! Ну не надо! Вы мне мозги не крутите, я вас умоляю: где-то вы очень умные, а где-то вы дураки-дураками. Вот и сиди помалкивай, - наел на царских хлебах морду бородатую - в зеркале не поместится! Где сам-то был, когда царь воевал? В Думе отсиживался? То-то! Что? Почему "тайно"? Почему бросить тайно? А как иначе-то? А вы хотели, чтоб в газетах, чтоб по телевизору: "Царевич - глист", "Царевич - глист", "Царевич - глист": "Newsweek", "Washington Post", "Spiegel"... Это нам надо было в тот момент, - да или нет, - ну-ка, быстренько!?

И так далее...

4. Обрати внимание на вердикт царя Салтана в отношении трех бедных, во всем сознавшихся и расплакавшихся женщин:

"Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.

Как ты думаешь, почему он решил не наказывать их? Может ли это означать следующее: "Мне хорошо, и пусть всем будет хорошо!"?

Есть ли, по-твоему, люди, которые рассуждают несколько иначе, а именно: "Мне сейчас хорошо и всем сейчас хорошо, но мне будет гораздо лучше, если мне будет так же хорошо, как вот сейчас, а другим так плохо, - что дальше и ехать некуда"?

Подумай, - может быть ты лично знаешь людей, рассуждающих о счастье подобным образом? Попробуй (с помощью дедушки) произнести под этим углом зрения короткую, но яркую, насыщенную речь о местных, а затем и о федеральных властях. А теперь немедленно попроси бабушку начать сушить сухари, - тебе с дедушкой.

5. Была бы, по-твоему, правдоподобной и жизненной такая развязка этой сказочной линии:

Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Удавил их простыней.

Как ты считаешь - правильно ли сделал автор, что не влепил в развязку этой линии такую жесткую концовку?

Подумай: почему он сделал так, как сделал, а не так, как мог бы?

Какую концовку выбрал бы ты сам на его месте?

Если ты выбрал добрую концовку (ту же, что и Александр Сергеевич Пушкин), то скажи спасибо своим родителям, дедушке-бабушке, и особенно своей школе, - у них у всех все в порядке с генетикой (особенно у школы); и все вместе они (вместе с генетикой) учат тебя разумному, доброму, вечному.

Если ты (неужели?) выбрал жесткий вариант, то подумай над старой пословицей "что посеешь, то и пожнешь". Расспроси своих знакомых и уважаемых тобой авторитетов и убедись лично в том, что эта пословица, совсем и не пословица вовсе, а это так и есть на самом деле.

5. А теперь самый сложный вопрос.

Обдумай все, что ты прочел, всю сказку целиком и скажи, - о чем она была, эта сказка?

Попробуй отнестись к сказке как к своеобразной детективной истории и, подумав, решить - кто главный в ней персонаж, что он совершил, с какой целью и какой получил результат в конечном итоге?

В чем смысл поведанной истории?

Есть ли в сказке единый, "твердый" смысловой стержень?

О чем хотел рассказать тебе автор посредством этого повествования?

Какую главную мысль стремился он донести до тебя?

Есть ли в этой сказке самая главная мысль?

В случае возникновения у тебя затруднений, можешь оттолкнуться от предла-гаемого ниже варианта и далее развить и проработать его в деталях самостоятельно.

Итак.

Главным персонажем этой сказки является волшебница царевна лебедь.

Ее главной целью было выйти удачно замуж.

Используя волшебные возможности она выяснила, что наиболее удачным для нее вариантом самца (с точки зрения наследственности) был бы результат скрещивания царя Салтана с такой-то вот девицей, живущей там-то и там-то, и имеющей, кстати, еще двух сестер (однако вязка царя Салтана с этими сестрами была бы с точки зрения селекции менее удачна).

Далее царевна лебедь начинает действовать (с помощью чар и волшебства, разумеется). Это ее стараниями, конечно, девицы садятся под окном поздно вечерком, а царь Салтан накануне своей отправки на фронт начинает бегать по городу как посоленный, высматривая позадь заборов - на ком бы срочно жениться.

И так далее и тому подобное.

Лебедь постоянно мутит воду вокруг себя (о чем автор, кстати, сообщает сразу же, при первом нашем знакомстве с лебедью).

Именно лебедь создает чарами эту сказочную атмосферу сумасшедшего дома, атмосферу полного отсутствия здравого смысла, - и на острове и в царстве славного Салтана.

Царевна-лебедь путает всех чарами, сбивает с толку, нагоняет туман всюду - где можно и где нельзя. Волшебница вынуждает все остальные персонажи сказки ощущать себя ненормальными и поступать соответственно: думать одно, говорить другое, а делать третье.

Но зачем это царевне Лебеди? Как зачем? В мутной воде, в густом тумане легче добится своего, подвести события к требуемой цели. Если ты уже устал соображать - где верх, где низ, где право, где лево, очумел от полного отсутствия логики, от отсутствия причинно-следственных связей, - все: тут ты готов. Из тебя можно вить веревки и завязывать их узлом.

"Беспорядок, полная неразбериха, бардак, - это специально создаваемая форма порядка." - как-то сказал Лебедь (не царевна, а генерал, - еще один ее брат, наверно).

Заметь, что как только царевна-Лебедь добилась своего, пелена густого бреда сразу начала спадать. Люди стали вести себя естественно, разумно. Сюжет быстро покатился к счастливой развязке.

Каков же главный смысл сказки, вывод?

Он очевиден.

Миром управляют волшебницы женщины.

С помощью своих чар они крутят островами и царствами, сводят мужчин с ума (даже, бывает, князей и царей), закручивают их в бараний рог, запутывая своей женской логикой иногда настолько основательно, что некоторые мужики потом всю жизнь блуждают в трех соснах, не зная, за что взяться, окончательно перестав понимать абсолютно все: что нужно им самим, что нужно ей и детям, что не нужно, но можно, а что можно, но не нужно... И так далее. А самое главное, - они, как правило, не могут понять: как все это началось?! Вспоминается всегда безобидное: три девицы под окном пряли поздно вечерком, - например. Совсем и не страшно! Это потом уже закрутилось.

Добившись своего (цель их обычно состоит в том, чтобы оборудовать гнездо или переоборудовать уже оборудованное), волшебницы-женщины-царевны-Лебеди обычно успокаиваются (но не надолго), и жизнь опять становится нормальной. Как будто бы.

У тех, кто выжил, пережил.

Если ты, читатель, - девочка, то сделай из этой гениальной сказки великого русского поэта далеко идущие выводы.

Если ты, читатель, - мальчик, то сделай из этой гениальной сказки великого русского поэта далеко идущие выводы.

Сравните свои выводы и скажите: - одинаковые ли выводы сделали вы?

Если нет, то подумайте: чем отличаются друг от друга ваши далеко идущие выводы?

6. Присмотритесь попристальней к окружающей жизни. Скажите, как по-вашему: не потому ли вокруг нас с вами так много законченных идиотов, что люди с детства привыкают смотреть, но при этом не видеть, слушать, но при этом не слышать, читать, но никогда не задумываться: - а что же, собственно, мы прочли? О чем это все? Что означает? Каков смысл?

7. Ну все! Последнее задание.

Заканчивать надо, как известно, на оптимистичной ноте: happy end.

Именно так мы и сделаем, досочинив сказке конец покруче. А то что это - "усы лишь обмочил"? Где тут сказочный русский размах? Уж обмочился бы, так весь, - с ног до головы.

Итак, концовка. Да, конечно. Я тоже уже устал. Ну, дружно, вместе: начали кончать!


...Пир был замечателен, великолепен, ярок и неповторим.

Автору сказки, - ну, наконец-то! - слуги, разносившие квас, "Seven up", лимонад, кефир и "Sprite" в самом конце пира даже попали точно в рот, - один раз, но четко: не обмочив и усы! Жаль только, что он (автор) этого так и не заметил, - усталый, он спал...

Сватья баба Бабариха, отпущенная домой, домой не уехала, а приняла вместе со всеми участие в пире, распевая хлесткие, но не очень пристойные частушки (поэтому они не публикуются),

А ткачиха, повариха
Так отплясывали лихо,
Что сама луна - и то! -
В небе закачалась,
И на бедного Гвидо
Кубарем упалась!

Нет-нет, это откуда-то не оттуда.

Читатель! У меня опять заклинило башню.

Давай расстанемся на время: тебе надо подумать, а мне подлечиться, - дурдом зовет.


До скорой встречи!

29 августа 1831 - 2 июля 1998
Михайловское - Еленский

Hosted by uCoz