Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана -
И желанная страна
Вот уж издали видна;
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Около царя сидят -
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
"Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?"
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя.
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит.
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить -
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон".
Царь Салтан дивится чуду,
"Коли жив я только буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу".
Повариха и ткачиха
Ни гугу - но Бабариха,
Усмехнувшись говорит:
"Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду бают или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво".
Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят.
Чуду царь Салтан дивится -
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится -
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
"Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави...
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!.." А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.

Вопросы и задания

1. Заметь, что рассказывая устами купцов о морских витязях, автор уже второй раз указывает, что они идут попарно (первый раз он сообщил об этом же чуть более витиевато: "Идут витязи четами").

Реши теперь простую задачку: раздели тридцать три на два, причем так, чтоб разделилось без остатка, чтобы результат твоего деления оказался целым числом, - это количество пар, выводимых из моря Черномором. Ведь выводит он их попарно!

Если у тебя все получилось о'кей, - не радуйся: хреново ты посчитал!

А если никакого о'кейя у тебя не вышло, то, напротив, не огорчайся: это как раз и значит, что ты молодец: в арифметике рюхаешь! Не то, что некоторые...

2. Прочитай внимательно, какими эпитетами характеризуют купцы-корабельщики бригаду спецназа дядьки Черномора.

Согласен ли ты с тем, что

“И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.” ?

Вспомнив про коршуна, подумай о храбрости и прилежании этой стражи. А теперь задание, связанное с анализом надежности этой охраны.

Рассмотри и проанализируй три варианта возможной разборки с бригадой спецназа дядьки Черномора: "Наступательный", "Оборонительный" и "Мирный" вариант.

Вариант № 1 - "Наступательный".

Любой наступательный вариант начинается, как ты знаешь, с отступления.

Ударившись в паническое бегство, заманим спецназ Черномора подальше от моря на сушу, после чего отрежем всю группу от воды заградительным огнем.

Выждав пару часов и дождавшись того момента, когда красавцы молодые, великаны удалые дружно захлопают жабрами, откроем им узкий коридор для прорыва, путь для отхода к морю.

Этот коридор, разумеется, предварительно и тщательно был заминирован нами по всей длине.

Вариант № 2 - "Оборонительный".

Исследуй сценарий выхода спецназа из моря и переход его в боевые порядки. Он неизменно начинается с того, что

“Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой...”

Позаботимся о том, чтобы берег не оказался излишне пуст. Усилим его в первую очередь насыпным молом (гравий, щебенка), оснащенным железобетонными волноломами и волнорезами.

Посмотрим, как оно теперь, случись что, хлынет.

Украсим волноломы и волнорезы (как и береговую кромку, конечно) многими рядами колючей проволоки. Под водой, на ближних подходах, развернем сотни метров трехрядной сети-путанки, оснащенной здоровыми рыболовными крючками (пятнадцать-двадцать сантиметров), теми самыми крючьями, которые используют браконьеры для ловли трех-четырех-пятиметровых осетров.

Чуть подальше от воды оборудуем берег продуманной системой пулеметных гнезд, ДОТов, ДЗОТов, наблюдательных пунктов, пунктов оказания первой помощи, пунктами питания и пунктами связи, пунктами управления огнем. Вся оборони-тельная структура должна быть пронизана, само-собой, системой коммуни-кационных траншей, - в полный профиль, в полный рост и, следовательно, позволяющих осуществлять скрытную переброску сил, в совокупности со скрытным маневрированием по рокадным направлениям для правдоподобной имитации ложных целей.

За прибрежными холмами (в непросматриваемой с воды зоне) разместим минометные батареи и дивизион гаубиц.

Заранее пристреляем ориентиры. (Это делается для того, чтобы в пылу сражения не кричать по рации: "Недолет! Возьми повыше!" или "Перелет! Возьми пониже!", а командовать скупо и кратко: "Цель четыре, семь снарядов, беглым. Огонь!" А краткость, как ты знаешь, сестра таланта.)

Но снаряды мы тратить не будем пока. Мы прибережем их на всякий случай.

Начнем мы, случись что, с обычного, банального армейского нервно-паралитического газа под названием "Черемуха". Даже у ребят со здоровыми легкими "Черемуха" в миг вызывает слезы, кашель, рвоту, неудержимый понос и непроизвольное мочеиспускание. А уж у вас-то, если "тяжек воздух вам земли"... Бытовые дымовые шашки против клопов и тараканов тоже пойдут в дело.

...Если вам, дядя Черномор плюс ребята, понравилась эта встреча, если она произвела на вас впечатление, вы прямо так и скажите нам, не стесняйтесь: мы устроим еще, и устроим не раз, да и устроим теперь-то уж не такое...

Вариант N 3 - "Мирный".

Определив достоверно истинные координаты пребывания команды батьки Черномора, выведем в указанный район мирный танкер, залитый по клюзы, что называется, жидкими отходами химиндустрии, ядохимикатами и сточными фекаль-ными водами. Выйдя в центр района, ляжем в дрейф и, подставляя лицо теплому бризу, немедленно сольем содержимое танков танкера, бункеров и трюмов за борт. Тщательно промоем все опорожненные емкости забортной водой.

Выждав с полчаса, пересчитаем морских витязей, всплывших кверху брюхом, с выпученными белесыми бельмами, с потухшей навек чешуей...

Тридцать три? - Совпадает!

Найдем качающуюся на волнах тушу Черномора, - башенный номер тридцать четыре, он же - оперативно-тактический номер (выжжен на лбу, прошит на тельняшке)).

Командуем: "Смирно! Слово священнику."

Священник споет: "Из моря вышли, в море вернулись... Вечная па-а-амя-я-ать!".

Командуем: "Венки на воду!"

Далее, через минуту: "Полный вперед!"

Взяв курс домой, осуществим плавный морской переход к мирному существованию.

Разработай (возможно вместе с папой или дедушкой) четвертый (пятый, шестой и т.д.) вариант выхода на стрелку с коммандос Черномора.

3. Перечитай (если сможешь) развернутый рассказ купцов-корабельщиков о чудесах на острове князя Гвидона (вплоть до передачи поклона от Гвидона Салтану) и скажи: - не то ли самое это место, где как раз пришла пора вывалить на голову царя Салтана гадости про князя Гвидона?

Ага! Я тоже думаю, что это как раз то самое место.

Но мы не станем идти по легкому пути и повторять снова и снова то, что уже было сказано. Сделаем по-другому, усложним задачу.

Обрати внимание на то, что в этой сказке особым, отдельным, вполне самостоятельным персонажем (как бы) выступает море, - море нарушений житейской логики и море нарушений норм русского языка, - начиная с неверно расставленных ударений и кончая неграмотным применением падежей. Видимо и тебе позволительно, находясь в мире-пространстве этой сказки, активно использовать не только русский язык, но и любой другой: свой собственный, пушкинский, народный, блатной и так далее. Поэтому задание будет состоять в том, чтобы опорочить князя Гвидона (в стихотворной форме, конечно), сознательно наплевав на логику повествования и на все мешающие тебе правила отечественной грамматики.

Если ты только что пришел из школы и тебе трудно сразу настроиться на эту интересную работу, то можешь начать с предлагаемого варианта, а потом уж, когда зацепится, тебя поедет-поведет само-собой...

Предупреждение! Ты только не перестарайся, милый читатель, - ведь до дурдома не так далеко, как кажется, и не столь долог путь, как хочется.

Итак:

"А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон.
Но не радуйся, - ведь он
Стал развратен, извращен,
Взял за право хамский тон,
С женским полом беспардон:
Щипет брю и щиплет блон
И шатенок - страшный сон! -
Всем наносит он урон!
Даже белку, моветон,
Дважды тискал, охламон!
Жуткий бабник, ветрогон,
Черномора под уклон
Тоже тащит, скорпион!
С Черномором он, Гвидон,
Пьет свекольный самогон.
Стырил кирпича выгон,
Слямзил брошку и кулон,
Ходит в карточный салон,
Ест, поджарив, макарон.
А на людях князь Гвидон
Мать честит со всех сторон, -
Просто ужас! Тихий стон!
А народ хоть возмущен,
Хоть есть право и закон,
Нет! На всех грозится он
Сделать пышных похорон..."

Hosted by uCoz