Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана -
И желанная страна
Вот уж издали видна;
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
"Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?"
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной -
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон".
Царь Салтан дивится чуду.
"Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу".
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
Усмехнувшись исподтиха,
Говорит царю ткачиха:
"Что тут дивного? ну вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!"
Гости умные молчат,
Спорить с нею не хотят.
Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон-то злится, злится...
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
"Ай!" и тут же окривела;
Все кричат: "Лови, лови,
Да дави ее, дави...
Вот ужо! постой немножко,
Погоди..." А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.

Вопросы и задания

1. Прочти еще раз начало эпизода и ответь честно, - как на твой вкус рифма "гости - в гости"? Не кажется ли она тебе лежащей слегка не поверхности, простоватой, бесхитростной?

Расспроси старших и убедись в том, что еще в гомеровские времена (задолго до Пушкина) за использование рифм типа "гости - в гости", "туда-сюда", "почему-потому" и т.п. поэтов пристреливали на месте, - без суда, следствия и без всякой жалости.

Узнай, по какой причине А.С.Пушкин умер сравнительно молодым, - всего тридцати семи лет от роду?

Осмысли полученную информацию и сделай выводы.

2. Представь себе, как ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха глядели "злыми жабами".

Умеешь ли ты сам так глядеть?

Если не умеешь, попытайся немедленно научиться этому.

Это очень непросто.

Овладеть взглядом "злой жабой" можно лишь в результате длительных и упорных тренировок. Используй для них все свободное время, - домашний досуг, прогулки во дворе, школьные переменки. Можно учиться глядеть злой жабой в кружках попутно основному занятию (пением, рисованием, испанским языком и т.д.), при занятии спортом - глядеть злой жабой на прохожих при ежедневной утренней пробежке, на противника - при игре в настольный теннис или шахматы, можно тренироваться глядеть злой жабой при разговоре со старшими, - в магазине, музее, общественном транспорте.

Совершенство будет достигнуто только тогда, когда во время урока, например, учительница географии, допустим, внезапно вдруг скажет тебе: - "Перестань смотреть злой жабой в окно, сюда смотреть - на меня и на карту!"

3. Расскажи своими словами как ты понял характеристику богатства всех жителей острова князя Гвидона: "Изоб нет, везде палаты."

Означает ли это, что подданые князя Гвидона постоянно живут не в избах, а в больничных палатах, то есть так богаты, что могут позволить себе не только воспользоваться перед самой смертью так называемым "бесплатным", так называемым "медицинским" и так называемым "обслуживанием", но могут (и реально пребывают - постоянно!) в стационарах, непрерывно, в течение всей своей жизни, лечась и обследуясь, лечась и обследуясь, лечась и обследуясь?

4. Представь себе как князь Гвидон (в виде огромной мухи) сел тетке на левый глаз. Обрати внимание на то, что Гвидон на сей раз не кусал тетку, - да и зачем? Ему достаточно было в данном случае сесть на глаз поудобней, поерзать как следует, обустроиться...

Нарисуй забавную картинку, изображающую эту сцену.

Подумай и ответь: за что Гвидон так люто ненавидит своих теток? О том, что их стараниями его с матерью чуть не погубили, Гвидону пока не известно: ведь расследования не производилось, а сами они ни в чем не признавались пока. Об их неблаговидной роли в происшедшем знают они сами вместе с подставным гонцом, знает автор - А.С.Пушкин, и знаем мы, - читатели. Так вот: почему по-твоему в прочитанном эпизоде князь Гвидон с таким сладострастием выдавливает своим задом глаз родной тете?

5. Перечитай, - что кричали все, пытаясь поймать муху - князя Гвидона? Как ты считаешь, чем они собирались давить ее, - ведь гидравлических прессов в те времена еще не было?

Hosted by uCoz